Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Конкурсы для школьников и конференция РСПЛ

photo_5411115312549581580_y

1-2 марта принял участие в дистанционной конференции РСПЛ, за два дня получил массу полезной информации. Это особенно важно в связи с основной деятельностью - работой со школьниками.

Мой первый опыт по проведению конкурса, которым хочу поделиться с коллегами.

 Завершено подведение итогов Литературного конкурса школьных сочинений, посвящённого 650-летию города Кирова. 

Конкурс проводился среди учащихся 6,7 и 8 классов 74-ой городской школы. Ребята писали сочинения в добровольном порядке, дома, в период весенних каникул. Первичным отбором работ занимались четверо профильных педагогов (русский язык и литература), из которых трое являются учителями высшей категории, а двое — Почетными работниками общего образования РФ. Они серьёзно облегчили задачу, и в итоге на мой скромный суд поступило всего 22 сочинения.

По Положению конкурса было заявлено три номинации: «Малая родина — место силы», «Я горжусь» и «Великий. Могучий. Живой». Для участия в последней номинации, посвящённой Русскому Языку, от ребят требовалось аргументированно ответить на следующие вопросы:

Существует ли что-то такое, что невозможно описать русскими словами?

Это хорошо, что в русском языке много иностранных слов?

Русский язык красивый? Если да, то почему?

Какие русские слова известны во всем мире?

Увы и ах, но номинация «Великий. Могучий. Живой» по факту не состоялась — было подано всего одно сочинение. Коллеги-педагоги мне в процессе пояснили, что ребята посчитали тему слишком сложной. И вообще подрастающее поколение от слова совсем не озабочено вопросами сохранения русского языка. Призыв «спасём пушкинский язык» им далёк и непонятен. Они не понимают, что такое может грозить русскому языку, раз тот (язык) объективно существует.

Поэтому выбор 3-х лучших (призовых) работ пришлось вести уже из общей конкурсной массы, а из-за близости двух номинаций, оказавшихся самыми востребованными у авторов, все тексты-финалисты, по сути, раскрыли одну и ту же тему: «Я горжусь своей малой родиной и своей семьёй». Но в рамках изначально заявленных номинаций мы всё же дополнительно выделили восемь сочинений для награждения дипломами их авторов.

Наибольшую активность проявили учащиеся шестых классов — ими было подано чуть более половины всех работ, около трети конкурсной массы сформировали тексты восьмиклассников, а остаток пришёлся на сочинения семиклассников.

Лидируют шестиклассники и по объёму написанного, используя в среднем на сочинение 510 слов и 3 426 знаков с пробелами. По этим показателям им более чем в полтора раза уступают тексты семиклассников: 310 слов и 2 058 знаков с пробелами. Сочинения учащихся восьмых классов уже объёмистей, но так же сохраняют лаконичность — в среднем 436 слов и 2 768 знаков с пробелами.

Основными ключевыми темами (тегами) в работах ребят всех возрастов стали «Семья» и «Родной микрорайон/город», что, собственно, и вытекает из объявленных номинаций. Причём «бабушка» стала наиболее упоминаемым родственником (конечно же, в безусловно положительном контексте). Нередко юные авторы обращались к своим ранним воспоминаниям и транслировали в текстах устоявшиеся символы беззаботного детства, такие как «лето в деревне», «гулянки на улице», «пруд», «качели» и т.п.

В ряде работ отчётливо «проступала» помощь интернета, когда ребята с небольшими стилистическими изменениями переписывали с экранов информацию обще-исторического характера. Также чувствовалась помощь родителей участников в форме рассказов о прошлом семьи, что, как элемент связи поколений, можно только поприветствовать. Более того, педагоги мне по секрету сообщили, что некоторые (юные авторы и их родители) даже плакали во время работы над сочинением, когда вспоминали уже ушедших бабушек и дедушек. Но случались в текстах и курьёзы. Некоторые конкурсанты так глубоко погружались в воспоминания старших родственников, что неосознанно начинали выдавать их за свои. Например, некоторые детали советского быта или 90-х годов ребята на бумаге перемещали в собственное детство.

Если мотивировать ребят на написание текстов худо-бедно удалось, то с чтением в их среде дела по-прежнему обстоят плохо. Вот прямая цитата одного из педагогов: «Ну не читают нынешние дети книги, хоть головы руби. Мне раньше родители учеников говорили, что дают деньги за каждую прочитанную книгу. А потом получили ответ: и деньги не нужны, и читать не буду!»

Но на минорной ноте заканчивать не хочу. Всё равно ребята — большие молодцы! Они проявили активность, и активность правильную. Трое из них (лауреаты) скоро получат по настольной развивающей игре. Возможно, хоть так их ненадолго получится оторвать от телефонов))).

Сергей Скурихин, Кировское отделение РСПЛ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


"Друзья по вдохновению" - самарские литераторы
Пишем в стол или делаем творчество открытым?
Российский союз профессиональных литераторов © 2022 - 2024
Создание и продвижение сайтов WEBDONOR.RU
Clickfraud - Защита интернет рекламы

Яндекс.Метрика