Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

Российский союз
профессиональных литераторов

Союз общественных объединений.
Учреждён 18 декабря 1990 года.

На сборник «Волга. Начало» вышла рецензия Айрата Бик-Булатова

20230908-085414

Сборник стихов о Волге, изданный тверичанами — называется "Волга. Начало". И вроде оправданием этому служат такие слова в предисловии: "Может быть, фестиваль и книга станут частью большого проекта.... Реки во все времена объединяли людей, и у стихов это тоже иногда получается...".

Но на самом деле, "начало" тут и в другом. Об этом хорошо пишет Анна Голубкова в небольшом введении к своей стихотворной подборке: "На самом деле — Волга огромная река, где-нибудь в Самаре или Саратове она уже похожа на бескрайнее море с пресной водой. Но у нас в Твери Волга — это небольшая, можно сказать, почти домашняя речка. Такой мы её знаем и любим".

И вот эта интонация — о Волге, как почти домашней, интимной, маленькой речке — стала доминирующей и во всём сборнике. Видимо потому, что много в нём поучаствовало именно поэтов-тверичей. Хотя и иногороднее представительство весьма серьёзное было и на фестивале, и в книге.

Эта "домашняя" Волга — как бы спорит с укоренившимся образом Волги, как Великой Реки, широкой, с огромными и раздольными волжскими просторами. Величие, широченность — вообще такое свойство, которое не всегда притягательно, оно бывает и страшноватым, иногда, напротив, хочется от него убежать в своё маленькое и доморощенное...

И вот "великая Волга", широкая Волга — присутствует в сборнике у авторов первой и последней подборки (там ещё в самом конце одно стихотворение "анонимуса", но его можно и не брать в расчёт для этого тезиса). То есть такая окольцовка: в начале и конце — Великая Волга, а в серёдке — маленькая, своя такая, Волгушка.

И не характерно ли? Что в первом стихотворении, открывающем сборник — Марины Батасовой (председателя Тверского союза литераторов) — эта огромность Волги становится метафорой адища.

Марина Батасова

На другой стороне Волги

Ни жива, ни мертва моя мама.

Тринадцать лет эта цепь — Волга

Держит меня при себе.

Дальше — ощущение широты в стихотворении передаётся через упоминание того, что "над рекой проезжал Пушкин и другие поэты", а в воде — отражалось небо. И это "над"-небесье! И этот Пушкин! Вот — величие и простор! Но чем же кончилось?

Отраженье текущего ада,

Весь период полураспада...

— Почему это мне, Господи?

...

— А почему не тебе?

Широта — это такая беззащитность, и спрятаться некуда. И отражение неба легко переходит в отражение ада! Весьма характерно и пандан — стихотворение из завершающей сборник подборки — Дмитрия Чернышева:

Чудовищная, медленная мощь

Не всем

дана в ощущении

Не видят, не могут увидеть

объективную реальность

Те, кто не плакал на берегу

великой реки <...>

И вот это: "Раскинулась Волга широко..." — становится вдруг у некоторых поэтов сегодняшних "чудовищною, медленной мощью", и сборник, то ли случайно, то ли нарочито — оказывается пронизан ощущением совсем другим, поэты предлагают нам совсем другую реку — маленькую, домашнюю, не просторную, а узкую. Такую анти-Волгу! Волгу, убегающую от своего величия. Большое внимание уделяют они также маленьким речушкам с неизвестными названиями — притокам Волги. Всё это кажется таким осознанным побегом от нарочитого величия, с которым Волга вошла в учебники русской истории и литературы.

Начинает этот тренд в сборнике Анна Голубкова с прекрасной малой поэмой "Путешествие на катере", с указанием: "описанные реалии относятся к началу 1990-х", то есть до наступления эры кричащего гламура и новоделов, напротив, реалии эти — "уходящая натура" позднесоветского быта маленьких обывателей.

Пасмурное невеселое утро

дачники с мешками и тележками

старушки с узлами и корзинками

молодые люди в штормовках

с огромными рюкзаками

ждут посадки на катер...

<...> катер похож на вечно недовольного дачника

который занимается своим огородом

только из чувства долга...

<...> катер причаливает

около бывших пионерлагерей

покосившиеся деревянные мухоморы...

<...> изгиб реки

розово-коричневый глиняный обрыв

с берёзовой рощей на самом верху...

Мы видим выписанный обшарпанный мир, в который можно всмотреться, во все детали, в людей... То есть это не такая Волга, у которой простор — и больше глазу упасть некуда! Мы видим почву и глину, видим огороды!

И вот мы встречаем сходные мотивы у разных поэтов:

Борис Колымагин

Река течёт в болотах гиблых

Коричневой поёт водой <...>

Любовь Колесник

Смотреть, отпущена куда,

течёт нечистая вода,

когда-то бывшая Холынкой —

река хвалы, Хвалынь река...

В стихах у Любови — и те же огороды, и ласточки из общежитий, и "автобус, жёлтый, как испуг"...

самолёт на косом пьедестале.

С вишен белые мухи летали.

Перестали...

Евгений Карасёв

... Волжский ветер

на старинных домиках коньки никлые

в сельском дворике, среди дров колотых

Ты слагаешь бунтарские, будоражащие песни,

будто бухаешь в мятежный колокол.

Конечно-же "бУхаешь", а не бухАешь"...

Владимир Коркунов

и Волга раскинулась — и мы бродили по берегу

по щиколотку в тростнике| время становилось кирпичиком торфа

попавшим под пресс 90-х.

(второй раз мы видим в сборнике отсылку к 90-м, как к такому рубежу старого мира — старосветского, старосоветского, по которому теперь испытываешь ностальгию какую-то — по его домишкам и огородам, и бывшим пионерлагерям).

Андрей Пермяков

Там, где сдаётся полдома, есть маленькая рыжая Волга —

Потом она вырастет, это станет немного другая река...

Влад Пряхин:

зелёно-жёлтые от зноя

По Волге движутся огни...

Ну то же — что-то ржавое и болотное. Кажется из подборки, что возникает эдакий сквозной мета-образ Волги — не огромной, но такой интровертной, погруженной в себя, тихой, ржавой, болотной, но без прикрас — своей и домашней...

Антитезой ему — образ парохода, теплохода. Который, напротив, всегда такой белый (Волга — рыжая!), и такой большой!

Борис Колымагин:

Да из-за острова на стрежень

Четырёхпалубный ползёт...

Наталия Кузьмина

Гладкое древко седое

с бело-синим флажком

мы на гору по очереди возносили,

наблюдая за теченьем реки

с орнаментом бирюзы на изгибе —

вдруг нас заметят на барже,

или даст свой гудок пароход <...>

То есть — мы маленькие, теплоход большой. Но вдруг он заметит нас, маленьких?

Юрий Орлицкий

Не дыми, теплоход,

пластилиновых вод не мути,

И не надо "Прощаньем славянки"

мне душу травить...

Маленькие люди — от "Шинели" Гоголя, до Венечки Ерофеева — вечная тема русской литературы. Это теплоход — большой и белый. А мы — маленькие и рыжие! Как Волга!

Тот же Ю. Орлицкий

На крутом берегу,

Где не мало испито вина,

Не могу я сыскать

Газированной ржавой воды...

Венечкин архетип советского высокодуховного алкоголика — представлен в стихах Сергея Денисенко.

Поллитру тогда паренёк достаёт

И враз осушает, и песню поёт

О том, как казак Афанасий Никитин

На Волге княжну нахаляву похитил...

И не важно, что в оригинале там Разин, зато Никитин — земля! Тверич! Конечно, много в стихах диалогов и реминисценций, споров и со стихов про "из-за острова на стрежень", и "выдь на Волгу, чей стон"... И "Из далека долго"... и даже:

... здесь героиня "Грозы",

эта бедная девочка, в Волгу бросалась с обрыва.

Ты идёшь не ко мне, улыбаешься как Лао-Цзы,

И мотаешь конец прицепившейся нитки мотива.

И конечно, стихи про Волгу просторов тоже были. Например, у Ольги Козловой, или второй стих у Евгения Карасёва, но они — дополняя палитру, не могли перебить у меня того общего ощущения реки, которое родил во мне по прочтении сборник "Волга. Начало". Где "начало" — и стало важнейшим несущим концептом. То есть Волга — у начала, не сделавшаяся ещё "Великой, и оставшаяся — человечной и внимательной ко всему рекой...

Вот — волжские города из стиха Кирилла Корчагина, города — по которым тоже ползёт эта Волжская ржа, и она — рыжая — благословенна!

горы заволжских

вокзалов

перетекающие

в мокнущие

платформы

порыжевшие поезда

под апрельским

скругленным солнцем

оседающим

гроздьями пара и

дыма на

обледеневшие волны <...>

Обложку книги оформил  Валерий Галечьян, председатель Московского союза литьераторов. 

Автор рецензии: Арат Бик-Булатов — поэт, журналист, кандидат филологических наук (г. Казань).

Международная книжная ярмарка раскрутила «Литерату...
Церемония награждения победителей конкурса "Литера...
Российский союз профессиональных литераторов © 2022 - 2024
Создание и продвижение сайтов WEBDONOR.RU
Clickfraud - Защита интернет рекламы

Яндекс.Метрика